Мероприятия и новости
Новости

Границы между офлайном и онлайном отменяются

Комиссия по стратегии при Попечительском совете Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) подвела первые итоги развития цифровой образовательной среды (ЦОС) на базе Бизнес-школы. Участники заседания познакомились с пилотными проектами команды ВШМ СПбГУ в части применения иммерсивных технологий в образовании, а также опробовали на себе смешанный формат работы в гибридной аудитории.


Открывая заседание Комиссии, сотрудник Банка ВТБ, член Проектного офиса ВШМ СПбГУ, курирующий развитие цифровой образовательной среды Алексей Чубарь подчеркнул, что внедрение ЦОС должно послужить фундаментом реализации стратегии развития Бизнес-школы до 2025 года:

«Достижение поставленных перед нами амбициозных показателей, в частности, увеличение численности выпускников всех программ обучения до 30 тысяч человек в год, невозможно без фундаментальных технологических изменений. Это не должна быть технология ради технологии; мы говорим о новом цифровом качестве жизни как для учащихся, так и для сотрудников ВШМ СПбГУ, о переосмыслении среды, где размываются границы между офлайном и онлайном».

Алексей Чубарь напомнил, что ЦОС ВШМ СПбГУ — это единая цифровая платформа для обучения, коммуникаций, интегрированная с системами СПбГУ, компаний-попечителей и государства. Она включает:

  • онлайн-компонент во всех образовательных программах;
  • полностью цифровые процессы бизнес-школы;
  • цифровые профили студентов и слушателей;
  • платформу для удаленных стажировок и микростажировок;
  • участие в государственных digital-инициативах;
  • технологическое партнерство с компаниями-попечителями.

Пилотный проект по созданию ЦОС ВШМ СПбГУ реализуется в рамках программы цифровой трансформации Санкт-Петербургского университета.

Сотрудник Банка ВТБ, член Проектного офиса ВШМ СПбГУ, директор Научно-образовательного центра «Цифровые технологии в образовании» (НОЦ «ЦТО») Сергей Лукашкин представил участникам Комиссии реализованные проекты в новых образовательных форматах: иммерсивные курсы, микромодульный формат, проектные интенсивы. Именно для изучения, тестирования и внедрения в образовательный процесс форматов edutainment, геймификации, VR/AR в марте 2021 года ВШМ СПбГУ при поддержке Банка ВТБ и был образован НОЦ «ЦТО».




За прошедший короткий срок Центр уже подготовил платформу для конструирования курсов и обучения практиков из бизнеса. Специалисты НОЦ «ЦТО» готовы оказывать помощь преподавателям в «упаковке» образовательного контента с применением цифровых форматов. Созданы возможности для сбора и анализа цифрового следа обучающихся для оценки уровня их компетенций и карьерного планирования. «Мы готовы интегрироваться с нашими попечителями для пилотирования и обмена данными», — подчеркнул Сергей Лукашкин.

«Иммерсивные технологии, виртуальная реальность, VR активно завоевывают доверие в сфере образования. Эти технологии уже давно не дань моде, они утилитарны и потому невероятно удобны для тренировки разного рода навыков: от последовательности действий при взрыве на нефтеналивной станции до ведения переговоров. Особенно эффективны они для развития любых soft skills. В нашей ситуации использование подобных форматов поможет не только дать учащимся хорошую практику, но и создать на выходе реальные продукты для компаний, принести ценность бизнесу».

     Сергей Лукашкин, Директор НОЦ «ЦТО»




Демонстрируя возможности гибридных аудиторий в кампусе «Михайловская дача», сотрудник Банка ВТБ, член Проектного офиса ВШМ СПбГУ Александр Байзаров отметил:

«Вынужденно работая в период пандемии в удаленном формате, мы осознали, что, во-первых, очень многие онлайн-инструменты крайне полезны в офлайне, а, во-вторых, этот формат не является аварийным решением — это полноценная новая форма обучения с соответствующими методологией и педагогическим дизайном. На данном этапе мы готовы переводить в него дисциплины основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, на очереди — развитие методологии для задач дополнительного профессионального образования».

Разработчики формата подчеркивают, что гибрид — это не аналог и не замена офлайн или онлайн занятиям, но именно совмещенная форма обучения. Его главная цель — обеспечить равноценный, «бесшовный» опыт для студентов в аудитории и подключенных удаленно.

Старший преподаватель кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ, руководитель по методологии проекта Ольга Алканова рассказала, что в работе над гибридным форматом участвовали методологи, антропологи, дизайнеры и специалисты по IT:

«По опыту первых тестовых сессий с преподавателями ВШМ СПбГУ мы убедились, что для работы преподавателя в смешанном формате критически важна специальная подготовка, адаптация курсов под новую специфику общения, контроля усвоения информации. Со стороны студентов важна дисциплина поведения (например, обязательного участия с включенной камерой), в том числе, для создания того самого эффекта полного присутствия, которого мы добиваемся».




Итоговая схема работы в гибридной аудитории такова: преподаватель присутствует на месте, а студенты участвуют как очно, так и онлайн. Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Анастасия Ласковая, выступившая «амбассадором гибрида» в части его тестирования и популяризации, отметила: «Работа в этом новом формате — отдельный вызов для преподавателя. Однако у нас уже есть довольно большой опыт ведения интерактивных занятий — это облегчает процесс освоения новой технологии». Анастасия Ласковая предложила участникам заседания протестировать возможности гибридной аудитории при помощи интерактивной доски MIRO.

Подводя итоги заседания, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова подчеркнула:

«Важно, чтобы наша Бизнес-школа стала полноценным центром методологической экспертизы, особенно в области современной педагогики. За ближайшее время мы должны запустить все описанные сегодня новинки и процессы в действие, чтобы представить наш опыт не только за пределами ВШМ СПбГУ, но и за пределами Санкт-Петербургского университета, на внешнем рынке».