Научно-образовательный центр «Цифровые технологии в образовании» ВШМ СПбГУ представил два доклада по результатам своих последних исследований. О проделанной работе ученые рассказали в рамках XI Ежегодной международной научной конференции «Экономика и менеджмент» (ЕМС`24) ВШМ СПбГУ на секции «Язык и профессиональная коммуникация в бизнесе и бизнес-образовании».
Доклад под названием «Development of the nonverbal communication skills in virtual reality» (Е.Благов, Л.Ятлук и А.Ласковая) подготовлен командой Центра по результатам работы 2023 года: исследователи наблюдали за невербальными проявлениями студентов-спикеров во время публичного выступления в тренажерах виртуальной реальности.
Студенты тренировали в VR среде питчи бизнес-идей, разработанные на курсе «Предпринимательство», при подготовке к финальной очной защите. Исследователи изучали, как меняется поведение и признаки стресса в зависимости от количества тренировок в виртуальной реальности. С помощью мультимодального видеоанализа, структурированной методики анализа видео и речи, выявлены типичные паттерны адаптации к виртуальной среде при публичных выступлениях, такие как усиление жестикуляции, выпрямление спины и использование джойстика для акцентирования внимания.
Дискуссия по результатам доклада включала в себя обсуждение как результатов, так и методологии исследования, выдвигались идеи использования тренажеров для усвоения докладчиками заданного темпа речи, а также обучения поведению в стрессовых ситуациях.
Студенты тренировали в VR среде питчи бизнес-идей, разработанные на курсе «Предпринимательство», при подготовке к финальной очной защите. Исследователи изучали, как меняется поведение и признаки стресса в зависимости от количества тренировок в виртуальной реальности. С помощью мультимодального видеоанализа, структурированной методики анализа видео и речи, выявлены типичные паттерны адаптации к виртуальной среде при публичных выступлениях, такие как усиление жестикуляции, выпрямление спины и использование джойстика для акцентирования внимания.
Дискуссия по результатам доклада включала в себя обсуждение как результатов, так и методологии исследования, выдвигались идеи использования тренажеров для усвоения докладчиками заданного темпа речи, а также обучения поведению в стрессовых ситуациях.
«VR технологии в обучении публичным выступлениями помогают преподавателям непрофильных дисциплин делегировать подготовку студентов к защите. Это становится особенно актуально с возрастающим числом студентов и важностью навыка публичных выступлений для работодателей в современном мире», - отметила доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, к.э.н. Анастасия Ласковая.
«Технологии виртуальной и дополненной реальности активно внедряются в деятельность Института "Высшая школа менеджмента" СПбГУ, помогая студентам готовиться к защитам курсовых проектов и питчам стартапов; исследование, результаты которого были представлены на конференции, как раз посвящено VR-тренировкам в рамках разработки бизнес-идей, все из которых затем выросли в курсовые проекты второго курса, а некоторые - и в реально развивающиеся бизнес-проекты», - констатировал доцент кафедры государственного и муниципального управления, заместитель директора ВШМ СПбГУ по молодежной политике, к.э.н. Евгений Благов.
Пленарный доклад по теме «Language sensitivity: From classroom observations to the concept analysis» представили доценты СПбГУ Елена Орлова и Татьяна Мартынова. Доклад стал результатом совместной работы кросс-дисциплинарной команды исследователей НОЦ «Цифровые технологии в образовании», (участники - Е.Орлова, Т. Мартынова, С.Лукашкин, С.Горюшко, Д.Виницкий, Е. Трибунская). Исследователи поделились личными историями, почему они решили изучать языковую сенситивность.
Елена Орлова, социальный психолог, лингвист: «Работа с кросс-функциональными командами в корпоративном обучении, международными студентами и студентами, которые имеют разный образовательный бэкграунд, постоянно сопряжена с вопросами интерпретации. Самые яркие конфликты могли возникнуть между теми, кто разделял ценности друг друга, чья коммуникативная культура была близка. Что мешало участникам найти общий язык? Возник вопрос об особенной способности – способности быть чувствительными к разнообразным ситуациям общения, где уже не стоит вопрос о качестве языка в традиционном смысле слова. Нужно было новое исследование, которое дало бы ответ на вопрос, какая дополнительная способность необходима студенту, чтобы помочь избежать ошибок при взаимодействии».
Татьяна Мартынова, методист, лингвист: «Работа в кросс-дисциплинарной команде над исследовательским проектом три года назад убедила меня в том, что успех реализации проекта зависит от того, обладает ли каждый участник команды особой способностью - языковой сенситивностью, с тех пор языковая сенситивность стала для меня предметом исследования».
Сергей Горюшко, эксперт в психофизиологии: «Я работал полиграфологом несколько лет и пришел к выводу, что основная часть работы —подбор правильных слов, которые помогают раскрыть смысл каждого вопроса, помогают человеку высказать собственные сомнения и предположения. Не существует “золотого стандарта” правил, необходимо адаптировать речь к постоянно изменяющемуся контексту беседы и личному опыту собеседника. Если такая способность не развита, тогда быстро наступает профессиональное выгорание. Когда я начал работу в команде исследователей, я подумал, что именно развития “языковой сенситивности” не хватало на курсах обучения».
Сергей Лукашкин, руководитель НОЦ «Цифровые технологии в образовании»: «Для цифровых образовательных форматов, которые мы разрабатываем, очень важно работать с текстом. Он должен быть вписан в контекст решаемой образовательной задачи, и без использования подходов языковой сенситивности сделать это довольно сложно. Однако нужно более тщательно изучить и определить языковую сенситивность как инструмент для образовательных форматов. Мы работаем над этим».